Астрахань — город в России, административный центр Астраханской области. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия[5]. Входит в перечень исторических городов России[5].
Является городом областного значения. Образует городской округ город Астрахань.[6][7]
Располагается в верхней части дельты реки Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Расстояние до Москвыпо автодороге составляет 1411 км. Город разделён на 4 административных района: Кировский, Советский, Ленинский и Трусовский и Икрянинский районы.. Население: 532 504[3] чел. (2017). Площадь: 208,7 км?[1][2]. В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, действуют 17 обществ национальных культур[5].Одним из красивейших мест не только города Астрахань, но и территории нашей страны, является Астраханский кремль. Выстроенная во времена Ивана IV Грозного крепость имеет также немаловажное историческое значение и связано с одним из важнейших периодов истории нашей страны, а именно образование централизованного государства и устранение угрозы нападения с восточной стороны за счет завоевания Казани, присоединения Астрахани и создание оборонительной крепости. Решение последней цели было достигнуто благодаря созданию каменной крепости.
История
Предполагается, что город возник примерно во второй половине XIII века. М. Г. Сафаргалиев полагал, что его основание произошло именно в то время, когда «правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию — ислам, и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии». Во всяком случае, Гильом де Рубрук, который проезжал через дельту Волги в 1254 году, упоминает о существовании на западном берегу реки Итилии посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату, Сартаку, в котором по распоряжению хана построили церковь.
Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание Хаджи-Тархана в письменных источниках встречается в записках арабского путешественника Ибн Баттуты, который посетил этот город вместе с Узбек-ханом в 1333 году. Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше центра нынешней Астрахани. Сегодня остатки города археологически фиксируются на городище Шареный бугор.
Город в эпоху Золотой Орды
Находясь на пересечении торговых путей, город быстро стал центром торговли Золотой Орды. В XIII—XIV веках Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток — Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по двум направлениям: на юг, в предкавказские степи, через Дербентский проход в Закавказье и на запад, в Азак, где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Иосафато Барбаро особо отмечает, что все специи и шёлк поступали в XIV веке в Азак и находившуюся здесь итальянскую торговую колонию через Хаджи-Тархан.
Астрахань была выстроена из обожжённого и сырцового кирпича. Судя по материалам раскопок, в нём были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.
Вот что писал Мухаммед Ибн-Баттута в 1333 году:
«Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани)… Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды. Потом он приказывает жителям этого края привезти несколько тысяч возов соломы, который они кладут на лёд, сплотившийся на реке. По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но при этом тонут и погибают.»
Зимой 1395 года к городу начали подходить войска Тимура. В летописях отмечается, что население для защиты города со стороны Волги из кусков толстого льда выстроило значительную стену. Однако власти Хаджи-Тархана решили сдать его без боя. Тимур отдал город войскам на разграбление, затем поджёг его и разрушил. После чего Хаджи-Тархан, по словам венецианского дипломата и путешественника, Иосафата Барбаро, представлял собой «почти разрушенный городишко».
Становление русской Астрахани
В марте 1556 года, получив от ногайского князя Измаила сообщение об измене астраханского «царя» Дербыша, в союзе с Крымом выбившего из Астрахани московского представителя Леонтия Мансурова, Москва послала «подмогу» для «астраханского дела» — стрелецкую рать под командой головы Ивана Черемисинова «с его стрельцы» и Михаила Колупаева «с казаки». Подойдя к городу, воеводы никого там не обнаружили: «Царь из Астрахани побежал, а город выжег». После этого «Иван и Михайла» обосновались в захваченной татарской Астрахани, и укрепили её. О том, какой был татарский город и его укрепления к тому времени, можно судить по отрывку из Разрядной книги: «А как государевы воеводы на Астрахань приходили, и было в Астрахани два города плетены в комышу да насыпаны землёю». Очевидно, именно потому, что «уничтожить такую степную крепость с помощью артиллерии и огня было очень легко», Черемисанов стал искать место для новой крепости и уже весной 1558 года в Астрахань отправился И. Г. Выродков для строительства крепости. В 1636 году Адам Олеарий застал в городе праздник основания города, который местные жители торжественно отмечали 1 августа. Свидетельство Олеария означает, что именно в этот праздничный день 1558 года (через 2 недели после прибытия Выродкова, ушедшие на ознакомление с местностью и разметкой плана будущей крепости на земле), состоялся чин закладки города.
Летом 1559 года, возвращаясь из Бухары, Антони Дженкинсон застал Астрахань уже стоящей «на острове, на высоком берегу с замком внутри города, обнесённым земляным валом и деревянными стенами».
Город в расхожем мнении приобрёл значение «ключевого пункта на волжском пути», «оплота и наблюдательного пункта среди беспокойного кочевого населения». Однако забытое первоначальное назначение русской Астрахани, основанной в 1558 году как опорный пункт для войны с Крымом, решительно изменило это представление. Такая функция, несомненно, определяла иной, чем представлялось до сих пор, ранг Астраханской крепости, её масштаб, структуру, характер укреплений, иной уровень ставившего крепость мастера.
Русская Астрахань стала для Московского царства не только мощным военным форпостом на юго-востоке, но и главными торговыми «воротами» в Азию. Под стены деревянной крепости уже в первое её десятилетие приходили из «коренной Руси» каждое лето «до 500 судов больших и малых» за природными богатствами Нижней Волги и Прикаспия «минеральной солью и осетрами».
Так, в 1580 году появилось первое упоминание о гостиных дворах: «Там тезики или персидские купцы обыкновенно останавливаются со своими товарами».
Архитектура этих сооружений несёт в себе восточную составляющую, являет древний композиционный тип караван-сарая. Их место в градостроительной системе городского центра связано с древнейшей традицией расположения сооружений такого назначения вне стен цитадели города, близ её главных ворот. Важно, что дошедшие до нас в относительно хорошем состоянии, они существуют сегодня в аутентичной архитектурно-градостроительной среде.
В 1670 году жители впустили в город Стеньку Разина и организовали народное самоуправление[10]. Через год царский воевода осадил крепость, астраханцы сдали последний оплот народного восстания (бунта) через два с половиной месяца. Эпидемия чумы 1692 года унесла жизни более 10 тысяч человек из 16 тысяч жителей города (по данным энциклопедии Брокгауза).
Интенсивная колонизация астраханского края русскими началась с XVIII века. Указом Петра I от 22 ноября 1717 года была образована Астраханская губерния, примерно совпадавшая с современными границами Приволжского федерального округа. Астрахань получила статус губернского города (до этого Астрахань официально считалась крепостью). В последующие годы территория Астраханской губернии изменялась в соответствии с изменением границ губерний Российской империи. Современные границы Астраханская область обрела 27 декабря 1943 года, когда была выделена из состава Сталинградской области.
В 1897 году по данным переписи в городе жили 112 880 человек. Родным языком указывали: русский — 86 563 чел., татарский — 15 355 чел., армянский — 4 038 чел., еврейский — 2 115 чел., немецкий — 1 573[11] чел.
По сведениям 1900 года, в Астрахани числилось 122 тысячи жителей.
Октябрьская революция 1917 года привела к двухнедельным уличным боям в городе в феврале 1918 года, в результате которых большевики разбили силы антибольшевистски настроенного казачества и установили власть советов. Летом-осенью 1919 года на подступах к Астрахани разгорелись ожесточённые бои гражданской войны. В ноябре того же года Красная Армия перешла к наступательным операциям против белогвардейцев.
С 1920 года по 1928 год город был столицей Калмыцкой автономной области
Летом 1942 года гитлеровские войска подходили к Астрахани на расстояние 100—150 км. Сплошной линии фронта не существовало, в калмыцкой степи велась манёвренная война. Люфтваффе бомбила речные суда на Волге, несколько бомб упало на город. Город в ходе войны являлся важным перевалочным пунктом горюче-смазочных материалов с Кавказа и западного Прикаспия по пути в центральную Россию. Было сосредоточено много госпиталей.
С мая 1928 года до января 1934 года Астрахань административно входила в состав Нижне-Волжской области, затем в Нижне-Волжского края с центром в городе Саратове, с 1934 года — в состав Сталинградского края, а затем Сталинградской области.Современные границы Астраханская область обрела 27 декабря 1943 года, когда была выделена из состава Сталинградской. С этого времени Астрахань — административный центр Астраханской области.
В 1950—1960-е годы прошла реконструкция города. Был утверждён новый генеральный план развития и реконструкции, согласно которому были разбиты новые парки, сформированы площади, реконструирована набережная Волги и реставрирован Астраханский кремль, построены новые жилые микрорайоны и другое.
В октябре 2008 года Астрахань отпраздновала 450-летний юбилей[12][13].
Этимология
О происхождении названия города существует множество легендарных и полулегендарных версий.
Два распространённых в прошлом мнения на эту тему, будто бы название города происходит от славянского «страхань» — прорезь или от скифских слов «ас» — воеводаи «тархан», эти версии были опровергнуты ещё В. Н. Татищевым[14][15].
Столь же несостоятельной является всячески пропагандировавшаяся в эпоху Ивана Грозного версия о тождественности названий Тмутаракань и Азторокань, которая появилась в угоду политическим интересам с целью обосновать притязания Москвы на старинные русские тмутараканские земли[16]. Повторно эта версия появилась в любительских работах астраханского краеведа М. Кононенко уже в 1990-х годах, но она не выдерживает никакой критики, поскольку автор для обоснования выдумал некое Азтороканское княжество или царство, существовавшее ещё до прихода монголов в Поволжье и в Подонье («Царство до Дона»)[17].
У татар-мишарей имеется интересная легенда о том, что у них был свой правитель Сарай-хан, у которого были сыновья Астер-хан и Касим-хан. В этой легенде явно видна попытка объяснить происхождение названий городов Сарай, Астрахань и Касимов[18].
Наиболее распространённой среди астраханцев легендой является предание о неком хане, правившем здесь в далёкие времена и о дочери его Астре, в честь которых был назван город. Легенда имеет явно позднее русскоязычное происхождение. О правдоподобности её в научных кругах вопрос никогда не ставился[19].
Существуют также весьма спорные теории, которые связывают название города с племенем асов, якобы кочевавшим здесь в средние века и с тарханной грамотой, полученной асами от хана Золотой Орды[20]. Однако, ни о каком племени асов в окрестностях Астрахани из исторических или археологических источников учёным ничего не известно[19]. Исторические известные асы или ясы — это аланы Северного Кавказа или Подонья, и упоминаются в контексте Нижнего Поволжья они только один раз, в путевых записках Гильома Рубрука как жители города Суммеркента в предмонгольское время[21]. Археологически аланы на Нижней Волге в средние века до сих пор не идентифицированы.
Существовала версия происхождения топонима Астрахань от тюркского ас — низ, нижний (или асра — внизу) и таркан, таракан — расположенный, пребывающий, находящийся (от тар, тур, тор — стоять, пребывать). Астаракан — в низовье расположенный, нижний[22].
К 1666 году относятся сведения об городе турецкого путешественника и писателя Эвлии Челеби, который сохранил до нашего времени ещё одну легенду о происхождении названия города. Он именует Астрахань так же, как и другие путешественники и писатели турецкого и крымского происхождения Аждерхан, и пишет, что ранее в окрестностях города обитал злобный дракон — аждерха (распространённый в тюркском фольклоре персонаж), которого победил джигит и освободил жителей города от напасти. Город, основанный на месте гибели дракона, решено было назвать в честь дракона — Аждерхан (Драконий)[19]. Астраханский этнограф А. В. Сызранов отметил интересную параллель данной легенды с легендой о Зиланте — змее (драконе), символе Казани[23].
Город Астрахань в начале XVII столетия. Мужчина в
терлике и шапке мурмолке
Самое раннее упоминание города находится у арабского путешественника Ибн Баттута, посетившего Хаджи-Тархан в 1334 году. Он писал: «Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом»[24]. Эту версию происхождения названия пересказывали В. Н. Татищев и С. Г. Гмелин, услышав её от астраханских татар. Встречается эта версия и позднее, в исторических записках XIX века, будучи записанной со слов местных религиозных (мусульманских) авторитетов[25].
В современной исторической науке именно данная версия считается единственно обоснованной, поскольку существует материальное свидетельство: большое количество золотоордынских монет XIV—XV веков, обнаруженных как на территории городища Шареный бугор, так и на других золотоордынских городищах, на которых чётко читается место чеканки — город Хаджи-Тархан. Название этого золотоордынского города разные путешественники и послы огласовывали по-разному, поскольку говорили на разных языках и приспосабливали их к незнакомому звучанию. По этой причине названия Хаджи-Тархан, Ас-Тархан, Цытрахань, Цитархан, Дастархан, Аштар-хан, Гаджи-Тархань, Гинтрахань, Аджи Дархан, Адяш Тархан, Асторогань и др., это всё названия одного и того же города. Главную роль в искажении названия Хаджи-Тархана, возникновении в начале XVI века крымско-османского варианта с начальным А- Аждархан и превращении его в Астрахань сыграли законы перехода звуков в тюркских языках (Хаджи — Аджи — Ази — Аз — Ас) и транслитерации тюркского звучания названия города при написании его латинскими буквами на средневековых картах-портоланах и при повторном прочтении[26][27].